Кто не берёт креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня. Это одна из строгих фраз Господа.
Что такое крест? С одной стороны, это древо жертвенное, на которое был пригвождён Христос, и руки распростёр, чтобы нас всех обнять. Крест — это жертвенник Нового завета и великая святыня. Поскольку Христос есть агнец Божий, приносимый и сам себя приносящий в жертву за жизнь мира.
Все мы терпим неизбежные тяжести житейские. Ни один человек не лишён их. Я имею в виду и болезни неизбежные, и одиночество, и старость, и смepть грядущую…
В любом случае человек — это крестоносец. И свой крест нельзя сбрасывать. Христос говорит:
«Претерпевший же до конца спасётся».
Претерпевший до половины не спасётся, претерпевший на четыре пятых не спасётся, претерпевший на девять десятых не спасётся, претерпевший до конца спасётся.
Кстати, крестами не меняются. У всех у нас свой крест. Можно ли поменяться? Нет. Чужие кресты тяжелее. Любой крест, который начнёшь мерить, тебе не подойдёт.
Тебе кажется, что вот она живёт хорошо. И ты бы хотел жить как она. А если Бог положит тебе её крест на плечи, ты под ним тут же и упадёшь.
У каждого есть свой. Значит, надо взять свой крест и нести его до конца.
Важнейшая вещь: по мере терпеливого несения житейских сложностей человек находит в итоге во всём этом сладость и внутреннее утешение.
Множество великих святых, в которых Христос заселился, исцеляли больных, но никогда не просили здоровья для себя.
Например, Амвросий Оптинский болел с ног до головы, других исцелял, себе здоровья не просил. Нектарий Эгинский целил раковые болезни, умep от рака, множество людей исцелил, а себе здоровья не просил. Пимен Печёрский болел так, что выглядел, как живой тpyп, но других исцелял.
Их все спрашивали, почему они других исцеляли, а себе не просили. И они отвечали, что находят великую пользу в нынешнем своём состоянии. Это страдающее и немощное тело приносит им больше пользы, чем, когда оно было здоровое и цветущее. У всех святых с Богом договор: себе не проси, проси другим.
Помните одну великую притчу, когда у праведников в локтях руки не гнулись. Их сажали за стол, на котором было всё, что пожелаешь. И если бы они могли взять всё то, что хотели, то до рта всё равно бы не донесли, потому что руки в локтях не сгибаются. И накормить могли только другого человека. Глядишь, и тебя кто-то накормит. Именно так кормят праведники. Себе ничего не просят.
Крест легчает по мере его несения. Крест тяжелеет по мере его сбрасывания. Это факт! Крест нужно нести безропотно и терпеливо, тогда со временем он облегчается.
Крест на плечах недовольного, завистливого, на Бога обиженного человека тяжелеет час от часу и раздавливает нераскаянного грешника. Это тоже факт!
Жил когда-то один подвижник Афанасий Брестский, который боролся и умep за православную веру. Мучеником он был. И произошёл с ним такой случай. Он шёл из города в город. И увидел при дороге безногого человека. Безногий попросил Афанасия донести его до ближайшего села. Афанасий взвалил его на себя и пошёл. Дорога неблизкая, Афанасию трудно. Безногий говорит: «Ладно, опусти меня на землю. Кто-нибудь другой пойдёт — попрошу его». Афанасий продолжает его нести. Тот ему: «Да, ладно, брось уже, хватит. Спасибо. Помог». Афанасий несёт его дальше. И вдруг он чувствует, что ему легче, легче, легче. А потом вдруг почувствовал, что совсем легко стало. И вдруг голос ему над ухом:
«Ты меня не оставил. Я тебя не оставлю».
Испытывает Господь Иисус Христос нас всех. Насколько мы малодушны или терпеливы, мужественны или трусливы, насколько мы любим себя или любим молитву, любим Бога. Насколько мы верим в будущую жизнь или верим только в эту жизнь, а в будущую не верим. Испытывает Господь всех до единого.
Нужно крест свой брать. Не чужой брать, а свой. И нести его нужно до конца. Бросать нельзя. И по мере несения крест ваш превратится в сладость. Вы не то, что его бросать не захотите, это награда ваша будет.
Вы полю́бите своё крестоношение. Потому что почувствуете, что услаждён крест ваш Иисусом Христом, который взял на Себя все ваши тягости, все болезни и потерпел невинное распятие на своём крестном древе, чтобы нам жить вечно.